Истоки национальной культуры

478af3d5-b977-4311-9a5a-eb8b0ef0d78c.JPG

…находится каждый из нас. Однако многие являются ее потребителями… не более.

Как вкрапления драгоценного металла, встречаются в жизни любого человека люди, обладающие желанием обогатить свои национальные корни. Многие из них творят это в музыке, литературе, в искусстве. Галина Николаевна Сидорова трудится в более тонких материях – в человеческих душах. Она – преподаватель марийского языка и литературы в Большепаратской школе, чье призвание в исследовании марийской культуры непременно прорастает в сознании подростков.

Свои силы и вдохновение она вкладывает в педагогические методики, которые направлены на сохранение и преумножение обычаев мари. Вот как она об этом сама рассказывает:

— Работаю в школе 39 лет. Считаю основным в своем деле хранить национальные традиции, поскольку стремление к изучению марийского языка и литературы в современной молодежи наблюдаю. Школьники интересуются национальной музыкой, культурой, прозой и поэзией. Однако, есть и свои сложности, обозначенные недостаточным оснащением для изучения национального языка. Поэтому прибегаем к педагогическим разработкам, которые сами же составляем, обновляем и совершенствуем. Заметно, что подросткам интересны эти предметы, но, думаю, что учебных часов для их изучения недостаточно. Необходимо не только изучать язык, но и общаться на нем. Хотя в повседневной жизни преобладает все же русский язык.

Особое внимание стараюсь уделять в своей работе разработкам методик преподавания марийского языка. Являюсь автором подобных работ, за что была отмечена грантом в 200 тысяч рублей. Это результат очень серьезной и усердной деятельности. Не скрою, о них нужно думать в первую очередь. Примером тому может служить электронный образовательный ресурс, автором которого я являюсь. Такая система уже есть у нас в школе для 8-го класса, в настоящее время готовится и для 9-го класса. В прошлом году в нашей школе был выпущен 11-й класс, который очень хорошо освоил марийский язык: речь развита и насыщена оборотами. Ученица Антонина Иванова участвовала во Всероссийской олимпиаде, где заняла одно из призовых мест. Представьте себе, что на уровне Республики Марий Эл сложно стать победительницей, что уже говорить об участии в подобном мероприятии в России.

В прошлом году есть заметные результаты по двум исследовательским работам на всероссийском уровне. Думаю, это неудивительно, поскольку если учитель развивается, не стоит на месте, то и его подопечные тоже дадут определенный и закономерный результат. Подспорьем тому – участие во Всероссийском мастер-классе в Москве. Было, без преувеличения, трудно, но и интересно, полезно. Чувствовала, как коллеги переживали за меня. Когда прошла на очный тур, поняла особую ответственность. Впечатления меня просто переполняли. Представляете – собралась масса народу, все в национальных одеждах, со всей России. Общение просто бесконечное! Душа радуется! В этом конкурсе я получила звание учитель автор современных образовательных ресурсов. Тогда то и поняла, что именно этим я и занималась всю свою жизнь. Говоря простым языком – искала в школьниках ростки понимания национального языка, культуры.

Быть может, этому способствовало настроение, продиктованное моим хобби. Я вышиваю… и давно. Объектами моего интереса являются иконы. К этой страсти я пришла в свой непростой период жизни. Это занятие помогло мне сохранить все человеческое, доброе, сокровенное. Думаю, это своеобразная молитва в моей жизни, которая продолжается и по сей день. В это время, в эти минуты успокаиваюсь, испытываю особое состояние, повышающее мой дух. Вышивки дарю. К слову, одна из них находится у нашего Владыки Иоанна, в школе есть две работы, в Эмеково – еще одна. Хочется верить, многим людям мои подарки пришлись по душе.

Вдохновение черпаю из природы. Люблю лес, поля, луга. Все это дает мне огромный заряд духовных сил и эмоций. Без природы, которая является Храмом Божьим, я не могу жить! Пусть у всех нас будет здоровье, счастье и исполнение всех желаний.

 

10 Октября, 2018 г.